Меня зовут Денис Загуменнов и я – профессиональный звукорежиссер, преподаватель, автор статей и предприниматель.
Я прошел все ступени классического образования: учился в школе, музыкальной школе, затем музыкальном колледже при московской Консерватории и, наконец, – в Российской академии музыки имени Гнесиных.
С классическим образованием мне повезло: в школе было интересно слушать уроки, в музыкальном училище я учился у музыканта с мировым именем, в Академии – у лучших звукорежиссеров России.
Возможно, именно это везение привило во мне любовь к учебе на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, уже имея все государственные дипломы, я покупал и посещал разные курсы. С одними мне везло (как курсы MIT и Оксфорда, где 6 часов могли пролететь как пять минут), с другими – не очень: то скучный пересказ известной информации; то полная неразбериха в учебных материалах; а то и вовсе из-за косноязычия автора не понятно, о чем он хочет рассказать. Были курсы, которые я бросал в самом начале – этому тоже можно научиться.
Я не только учусь, я – практик до мозга костей, и в конце статьи вы найдете список моих проектов.
Я преподаю больше 10 лет. Начинал в институте, затем увлекся частным преподаванием.
В этой статье я собрал свой опыт, чтобы помочь вам определиться, когда лучше пойти в институт, а когда – записаться на курсы.
Я никогда не уговариваю учиться именно у меня. Часто достаточно двухминутного разговора, чтобы понять, что у человека другой путь, ко мне он обратился по ошибке.
Мне хочется, чтобы мои ученики всегда были довольны и рассказывали только хорошее о наших встречах и своих результатах после них.
Поэтому я разобрался, а почему все-таки одни курсы интересно проходить и ты чувствуешь себя самым счастливым человеком, пока учишься, а другие нагоняют тоску.
Также я составил список подходящих ситуаций, чтобы получить профессию звукорежиссера в ВУЗе, и другой список, в соответствии с которым лучше учиться на курсах звукорежиссуры.
Мне особенно приятно, что вы читаете этот текст, потому что любящих учиться людей не так уж и много и вы – один из них.
Два вида образования
Выделю два вида образования: широкое и профильное.
Широкое образование формирует элиту: людей с широким кругозором, ориентирующихся в быстро меняющемся мире и умеющих принимать решения в сложных ситуациях.
Поэтому в широкие программы включены литература, философия, история – чтобы выпускники были готовы к исследованиям, научной работе, руководству.
Профессиональное образование находит и готовит людей, которые смогут работать головой и руками в узкой области в рамках своей специализации.
Трагедия современного высшего образования и выпускников институтов в том, что большинство людей идут в ВУЗы за профессией звукорежиссера, чтобы с голоду не помереть в будущем, а получают 5 или больше лет неактуальных теоретических лекций из прошлого или позапрошлого века.
По быстро меняющимся профессиям данные программы бессмысленны. Смешно 5 лет учить звукорежиссера по программе, написанной в 80-е годы прошлого века, клеить ленту и записывать исключительно классическую музыку. После такой учебы его не возьмут даже на стажировку.
В институтах чаще всего устаревшие учебные материалы и оборудование и правила, не позволяющие нанимать на работу практиков.
В итоге выпускники не получают ни элитарного мышления, ни профессиональных знаний, ни достойного заработка.
Курсы обычно привлекают преподавать не вчерашних лаборантов, а лучших специалистов рынка.
В результате выпускники хороших полугодовых или годовых курсов могут быть подготовлены к реальной работе лучше выпускников ВУЗов.
Конечно, ВУЗы могут отлично учить специальности, вопрос только в стоимости такого обучения и том, способны ли вы потянуть образование, стоимость которого сопоставима со стоимостью квартиры в Москве или Питере.
В нынешней ситуации для большинства компаний звукорежиссерский диплом ВУЗа – красный флаг при приеме на работу, даже если сам диплом синего или зеленого цвета.
Есть исключения, о них ниже.
Можно ли говорить о том, что учиться профессии звукорежиссера лучше на курсах? Или же получить специальность звукорежиссура в институте и потом искать работу с дипломом звукорежиссера?
Причины поступить в институт на звукорежиссуру
Связи
Сильная сторона классического образования – связи.
В институте или колледже вы сразу попадете в окружение таких же, как и вы, будущих звукорежиссеров.
Учась на первом курсе, вы легко познакомитесь с теми, кто учится на всех других курсах вплоть до пятого. А на пятом вы будете в контакте с первокурсниками.
Это 9 выпусков, с которыми вы будете плотно общаться. Конечно, если вы не из тех, кто приходит и уходит, ничего не замечая по сторонам.
Кроме однокурсников на факультете звукорежиссуры вы будете сталкиваться с учащимися других факультетов в коридорах, столовой и на некоторых групповых лекциях. Это продюсеры, менеджеры, музыканты, певцы, актеры, режиссеры, сценаристы, операторы и представители других профессий.
Это не просто студенты, все это – контакты и связи для вашей будущей работы.
Преподаватели в хорошем институте не только помогут с работой для хороших студентов, но и сами – прекрасные примеры для подражания.
Что выше всего ценится в современном мире
В современном мире ценятся не только профессиональные, но и «мягкие» навыки. Т.е. то, как вы умеете работать в коллективе, находите общий язык с коллегами, умеете мотивировать себя и окружающих, находить нужных людей, руководить.
Всему этому можно научиться, только имея пример для подражания. Ваши педагоги могут ненароком передать вам качественные «мягкие» навыки – если сами обладают ими. Либо стать плохим примером для подражания, так тоже бывает, и тогда в вашей жизни появится много проблем, источник которых вам долгое время будет неочевиден.
Вообще, учась в институте, вы сможете легко дотянуться до любого специалиста, было бы желание.
Преподаватели хороших ВУЗов общаются между собой, обмениваются опытом, устраивают конкурсы и открытые уроки для студентов, поэтому все, о чем я написал, распространяется на общение с представителями других институтов.
Продолжительность обучения звукорежиссуре
ВУЗовские программы обучения звукорежиссеров сильно растянуты во времени.
Хорошо это или плохо – решать только вам.
Тем, кто все схватывает буквально на лету, будет скучно.
Кому-то скорость учебы окажется в самый раз.
Диплом звукорежиссера
Институт – проверенный способ получить диплом, если вы по каким-то причинам хотите его иметь.
Нужен ли он при устройстве на работу, я напишу ниже.
Причины пройти курс звукорежиссуры
Скорость
Главное отличие качественного курса от института – скорость.
То, что вы узнаете в институте за 5 лет, у меня вы освоите за несколько месяцев.
Звучит как волшебство, но все просто. Мы не занимаемся философией, физкультурой и другими важными предметами. Мы концентрируемся на актуальных знаниях именно для профессии звукорежиссер.
Актуальность
Институт работает по утвержденным программам, которые меняются редко из-за сложности и продолжительности бюрократических процедур.
Инструменты для работы по профессии звукорежиссера меняются каждый месяц. Меняются версии компьютерных программ и приложений, прошивок пультов и других приборов, меняется сам технический парк.
Меняется сама музыка, сюжеты фильмов, технология производства.
Преподаватель курса выдаст актуальные сведения, в институте же необходимо согласовывать все изменения учебных планов, а на это могут уйти годы. За эти годы поменяется то, из-за чего начали согласование. Поэтому, возможно, и учат по доисторическим программам.
Выбирая курс, вы выбираете наставника. Опытного или новичка, молодого, средних лет или пожилого, мужчину или женщину – выбор за вами!
Цена
Курсы часто более доступны с финансовой точки зрения, чем дорогие институты и университеты.
Возраст учащегося
Курсы доступны учащимся любого возраста. Самому молодому моего ученику было 12 лет, самому пожилому 72 года.
Почему приходят на курсы учащиеся ВУЗов и колледжей
Здесь я напишу то, что говорят мои ученики:
«Балбесничал в колледже, теперь нужно подтянуть знания»
«В институте такие аморфные однокурсники, я не могу так медленно, я хочу быстрее развиваться»
«Узнаю то, чему не учат в институте»
«Я долго откладывала. Ну как же так, я, выпускница престижной Академии, пойду на какие-то курсы. Теперь понимаю, что надо было сделать это раньше. Больше не боюсь сводить большие составы, да и вообще сведение больше не вызывает страха. Недавно купила пульт, уже получила заказы на запись»
«Хочу быстрее стать полноценным специалистом и зарабатывать хорошие деньги»
А еще те, кто учились у меня параллельно с учебой в институте, стали лауреатами конкурсов звукорежиссеров.
Нужен ли диплом, чтобы устроиться на работу звукорежиссером?
Вопрос помогает ли диплом при поиске работы звукорежиссером и берут ли на работу звукорежиссером специалиста после курсов волнует всех, кто хочет не просто получить интересное и дорогое хобби, но и освоить профессию, чтобы зарабатывать ею на жизнь.
Я зарабатываю.
Если вы хотите работать в государственном учреждении с низкой зарплатой, то ответ очевиден: да, именно в этом случае необходим диплом, чтобы показать его в отделе кадров.
По своему опыту и опыту коллег могу сказать, что работодателя интересует не диплом, а то, что вы умеете и как быстро сможете научиться тому, чего сейчас вам не хватает.
Мои ученики работают в прокатных компаниях, студиях звукозаписи, концертных залах, с популярными коллективами, снимают кино и даже получают награды на конкурсах звукорежиссеров и запускают собственные проекты: студии и прокат.
Важнее всего ваши знания, способности и умение общаться.
Помните о том, что главный показатель качества учебы – это результаты учеников.
Не важно, где вы учились: в институте или на курсах. Главное то, каких результатов достигли.
Среди моих учеников – 5 лауреатов международных конкурсов.
Мои ученики открывают студии и прокатные компании, устраиваются на высокооплачиваемую работу, поступают в институты, ездят в туры с известными коллективами, меняют города и страны проживания.
Об этих результатах я рассказываю с гордостью и удовольствием.
На сайте mixingschool.ru на странице каждого курса вы увидите результаты моих учеников.
Денис Загуменнов
Звукорежиссер, предприниматель, преподаватель, автор статей.
Родился в 1982 г.
Окончил РАМ им. Гнесиных по специальности «Музыкальная звукорежиссура».
28 лет в шоу-бизнесе
23 года занимаюсь звукорежиссурой
Последние 10 лет учу коллег и новичков всему, что знаю о звуке и звуковом бизнесе.
Ведущий звукорежиссер мюзикла «Звуки музыки»
Шоу «Голос»
5 лет на телеканале «Культура»
Делал звук для Н. Носкова, С. Жилина, Г. Гараняна, В. Девятова, С. Рыбина, Ю. Антонова
Обучил 299 человек в восьми странах
Подготовил 5 лауреатов международных и Всероссийских конкурсов
Преподавал звукорежиссуру в РГСАИ
Постоянный автор статей в журналах «Шоу-мастер» и «Дом культуры»
Постоянный спикер международных выставок NAMM Prolight & Sound Russia и NAMM Musikmesse