пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

7 вещей, которые бесят концертных звукорежиссеров


1. Вы пришли на саундчек без инструментального кабеля


Инструмент не забыли, медиатор не забыли, а провод почему-то забыли.


Приносите с собой инструментальный кабель на все выступления.


Кабель на площадке предназначен для подключения оборудования, а не ваших инструментов. Инженеры не любят раздавать провода, потому что музыканты забывают их вернуть. Новый кабель стоит денег, а хозяева не любят раскошеливаться на провода.



Кабель, который вам дадут, окажется недостаточно длинным, не того цвета или просто низкого качества. Проблемы со звуком вроде потрескиваний или скрежета связаны с разъемами и жилами кабеля, которые портятся при не аккуратном обращении с ними.


Что разбалтывается в приборе в первую очередь? Верно, разъем. Потому что вы постоянно оказываете другим разъемом механическое воздействие на него: втыкаете и вытыкаете. То же с разъемом на кабеле. Кроме того, по кабелям ходят (вспомните, как вы наступаете на кабель, не глядя себе под ноги), их кидают и скручивают. Все это вызывает механические повреждения. А механические повреждения — это хрип, треск или щелчки, которые вы так не любите.


Приносите с собой кабель для инструментов и запасные батарейки для звукоснимателей и примочек. Кто должен заботиться о работоспособности ваших инструментов и вашего оборудования? Надеюсь, вы понимаете, что вы сами.


2. Вы не знаете, что делают ваши педали, примочки и крутилки на них


Разберитесь со своим оборудованием. Особенно это относится к гитаристам, которые используют много педалей. Педали и примочки изменяют сигнал, который вы отдаете звукорежиссеру. Если вы не знаете, как работают примочки, РАЗБЕРИТЕСЬ. Это единственный способ не угробить звук инструмента. Либо просто не пользуйтесь примочками.


Печально, но большинство гитаристов не представляют, что делают их примочки. Неразбериху усугубляют производители этих примочек, потому что не подписывают крутилки либо делают такие надписи, по которым невозможно понять, за что же отвечает эта ручка.



Как минимум, научитесь выставлять эквалайзер в «ноль», динамическую обработку в bypass и пользоваться регулятором громкости. Громкость лучше выставлять на максимум или чуть меньше, процентов на 80.


Если вы покупаете гитару и не можете решить, нужна ли вам примочка, то, скорее всего, она вам не нужна. До тех пор, пока вы точно не решите, какая, и не научитесь ею пользоваться. А вообще ваши пальцы, гитара и звукосниматель — лучший выбор ;-)


Еще раз. Разберитесь, как работает ваше оборудование. Найдите кого-нибудь, кто научит вас или посмотрите ролики на ютубе.


3. Вокальные процессоры


В отношении вокальных процессоров (и радиомикрофонов) поймите и примите следующую мысль. Качество сигнала зависит от качества процессора и всех электрических и цифровых цепей, из которых он состоит. Это значит, что вы подвергаете большой опасности самый важный элемент микса — голос. Вы должны хорошо знать прибор и быть уверенными в том, что он не повинен в недостаточно хорошем звучании голоса.



В процессорах есть эквалайзер или компрессор, которые сильно размазывают сигнал. Лучше отключить их, тогда до пульта дойдет правильный сигнал. Любой вокальный процессор лучше поставить в bypass, как если бы его не было вовсе. Либо вы рискуете безнадежно испортить сигнал.


Хотите помочь звукорежиссеру? Предоставьте ему ревербератор и другие приборы.Приборы на площадке лучше тех, что вы привозите с собой. Исключение составляют площадки без оборудования либо если оно отвратительного качества. Таких площадок уже почти не осталось, и вам лучше понять, что контроль за приборами (в т.ч. реверберацией и дилеем) лучше предоставить звукорежиссеру. Единственное исключение — если вам нужен особый звук в какой-то из песен. Даже в этом случае вы можете всё обсудить со звукорежиссером и предоставить ему список песен с отметками о характере реверберации. Хорошие специалисты всегда открыты к совместному поиску творческих решений.


Если вы используете лупы или эффекты, без которых нельзя обойтись, изучите процессор. Потратьте силы и время чтобы понять, как сделать сигнал таким естественным, как будто в нем нет никаких эффектов.


Маленький секрет. Знаете, что происходит, когда вы пользуетесь эквалайзером в процессоре? Вместо того, чтобы создавать неповторимый саунд вашего коллектива, звукорежиссер тратит много сил и времени, чтобы исправить то, что вы накрутили. Противные фидбеки могут быть результатом ваших экспериментов с эквалайзером и компрессором.


4. Неумение играть в маленьком помещении.


Самая распространённая причина плохого звука — неумение музыкантов играть в помещении.


Особенно в маленьком помещении. Дело в том, что звукорежиссер следит за балансом инструментов, и у него должна быть возможность делать инструменты и голоса громче или тише. Если барабаны, бас или гитарный комбик играют громко со сцены, звукорежиссеру придется поднимать уровень всех остальных инструментов, чтобы сделать правильный баланс. Это означает, что микс будет звучать громче, чем надо для комфортного прослушивания музыки. Если звукорежиссер думает о комфортном звуке, он попросит сделать тише инструменты на сцене. Не стоит игнорировать это пожелание или реагировать на него агрессивно. Все, чего хочет звукорежиссер, это сделать ВАШ звук хорошим.



Подумайте о слушателях. Орущий комбик оглушит слушателей в первых рядах, особенно если вы играете через кабинет, предназначенный для больших площадок. Все любят рок и рок-н-ролл, но надо уметь играть с хорошим драйвом, не форсируя звук. Играть с экспрессией и напряженностью, при этом не повышая громкости, — одна из самых трудных задач для музыканта.


Профессиональные исполнители всегда звучат хорошо, потому что они знают, как пользоваться динамикой, штрихами и другими нюансами. Они знают, как оставить «воздух» в музыке, как не передавить. В конце концов, они знают, как играть в небольшом помещении. Поймите, что играть надо так, как будто у вас нет порталов. Как вы будете играть, чтобы достичь той же глубины и интенсивности, при этом не теряя возможности слышать коллег, даже если у вас вовсе нет звукоусилительной системы?


Если вам кажется, что это невозможно, сходите на концерт классической музыки. Ни одного усилителя или громкоговорителя, но таинство музыки происходит :-)


Плавно подходим к следующему пункту.


5. Громкий ансамбль и тихий вокалист


Слушатели концерта чаще всего жалуются на то, что не могут услышать вокалиста или разобрать слова песни. И обвиняют в этом обычно звукорежиссера.


Но не всегда дело в звукорежиссере. Поверьте, больше всего внимания звукорежиссеры уделяют тому, чтобы был слышен голос. Часто невозможно сделать разборчивый вокал из-за громкой игры музыкантов. Если вас просят играть тише, лучше так и сделать. Потому что в этом случае проблема неразборчивости голоса — ваша проблема, а не звукорежиссера.


Крайне бестактно по отношению к певцу играть громче, чем он поет. Если у вас поет Арета Франклин, играйте со всей дурью, она все равно вас перепоет. Но если у исполнителя тихий голос (а голос доносит до нас смысл текста, что очень важно), то ансамбль должен играть так, чтобы дать певцу возможность выступить хорошо. В противном случае он потеряет индивидуальность и будет только орать. Ансамбль должен поддерживать певца и песню. Если это не ваше соло, то просто аккомпанируйте.


Конечно, легче всего свалить все на звукорежиссера и оборудование. Как раз тем, кто так делает, чаще всего жалуются на неразборчивость вокала. Подумайте об этом. Почему бы не уменьшить количество жалоб научившись играть в ансамбле и балансировать друг друга самостоятельно? Тогда любой дурак за пультом сделает для вас хороший звук :-)


Важно понимать, что нельзя поднять уровень только голоса или инструмента. Чем больше звукорежиссер разгоняет микрофон, тем больше в него лезет посторонних звуков. Если вы нажмете solo на вокальном микрофоне, то услышите бочку, тарелки, бас. Эти звуки влияют на весь микс и из-за них очень трудно сделать разборчивый вокал. Плюс к тому, приходится пользоваться эквалайзером, чтобы разрешать проблемы вместо того, чтобы улучшать звук.


6. Вопрос залу «Все ли в порядке со звуком»?


Надежный способ обидеть звукорежиссера, это спросить у публики «Как звучит в зале?»


Такой вопрос означает, что вы не доверяете своему звукорежиссеру. Это очень обидно.


Недоверие может быть вполне заслуженным. Все встречали звукорежиссеров, которым наплевать на звук. Они способны похоронить любое шоу. Но помните, что, задав этот вопрос, вы испортите отношения со звукорежиссером. Не стоит выставлять звукорежиссера с плохой стороны вне зависимости от того, нравится он вам или нет. Помните, он отвечает за многое в вашем выступлении.


Что же делать?


Отправьте в зал знакомого, которому вы доверяете, и пусть он вам скажет или покажет, хорошо там или не очень. Это более профессионально и этично, чем отдавать своего самого важного союзника на растерзание публике.


7. Использование минусов, плэйбэков, ноутбуков


Плэйбеки заняли прочное место в аранжировках концертов. Кому-то это нравятся, кому-то — нет, но при грамотном использовании они могут здорово украсить выступление. Мне доводилось слышать шикарные партии в плэйбеках.


Перед тем, как вы начнете их использовать, задайте себе вопрос, насколько они необходимы. Действительно ли вам нужно звучать так же, как в альбоме, или это просто бзик в вашей голове? Часто живое выступление от плэйбеков только проигрывает. Если идея в том, чтобы улучшить шоу, то следите за тем, чтобы шоу улучшалось, а звучание плэйбеков вписывалось в атмосферу того помещения, где вы собираетесь играть.



На большой сцене можно использовать много звуков, чтобы сделать звучание полным и плотным, как требует того музыка. Но в случае выступления в небольшом клубе это может звучать странно и неестественныо. Вполне возможно, что для выступления на такой площадке стоит сделать аранжировку попроще. Позвольте музыке соответствовать атмосфере зала, в котором вы играете.


Случается, что музыканты забывают убрать из плейбека инструмент, которого нет в составе. Очень неловко, когда звучит соло инструмента, которого нет на сцене.Бойтесь тех треков, которые несут большую смысловую нагрузку. Это относится к гитарам и особенно к гитарным соло. Гитарное соло в плэйбеке — не самая лучшая идея. Просто поверьте J


Если вы поняли, что без плэйбэков не обойтись, то освойтесь с воспроизводящей техникой. Научитесь быстро ее подключать и решать возникающие технические проблемы. Нет ничего хуже, чем останавливать шоу из-за того, что ноутбук не видит диск.


Умейте сыграть концерт без плэйбеков. Я даже не буду объяснять, почему это важно. Я также не буду объяснять, почему некрасиво отменять шоу из-за того, что треки почему-то не воспроизводятся или кто-то забыл дома жесткий диск. Show must go on, или вы будете выглядеть очень жалко.


Есть группы, которые стали звучать гораздо лучше после того, как отказались от плэйбеков. Запомните, люди любят слушать музыку, которая исполняется здесь и сейчас. Пусть студийная запись останется на диске, а со сцены льется живая музыка.


Ещё по теме:


6 причин, из-за которых зрители не слышат голос


Как услышать 0,2 миллисекунды



ФОРМУЛА ЗВУКА - Разработанный в России интенсив, на котором концертные звукорежиссеры научатся быстро настраивать акустические системы с помощью Smaart


СИСТЕМА ЗВУКА - программа о том, как стать первоклассным звукорежиссером и заниматься любимым делом, которое приносит удовольствие и доход



Концертный звук