Леха стоял за пультом и, улыбаясь, дослушивал последние минуты шоу. Сегодня все прошло отлично: провода не отваливались, радиосистемы не теряли частоту, музыканты превосходно играли, публика была на редкость теплая. Леха был доволен собой. В конце концов, это и его шоу тоже.
Музыканты еще не ушли со сцены и собирали овации, а Леха уже сложил вещи в рюкзак: телефон, ноут, микрофон, наушники, фонарик и всякую дребедень. Можно было убежать на воздух сразу после того, как Юра погасил свет на сцене, но Леха ждал, когда разойдется публика.
Ему нравилось смотреть на лица людей после концерта. Проходящая мимо пульта компания обсуждала шоу, и девчонка с горящими от эмоций глазами сказала парню, что не слышала голос. Иногда кто-то обменивался с ним парой слов. Вот и сейчас пожилая пара подошла к нему, и супруг сказал, что было плохо слышно голос.
«Два замечания про голос, надо посмотреть видео, которые скоро появятся на ютубе и уже наверняка есть в ВКонтакте», — подумал Леха. Он всегда так делал, если были сомнения в миксе.
После шоу Леха обычно не спал до утра. Возбужденная нервная система отказывалась давать команду ко сну. ВКонтакте пестрел видео с концерта, и Леха просматривал их, отмечая упущенные во время концерта детали. Фальшивые ноты, кривой ритм и не вовремя выведенное соло гитары обычно проскакивают незаметными на громком звуке, а вот дома через смартфон все слышно. Технологии не позволяют спрятаться ни одному участнику шоу. Все, что сделал ты или твой коллега, мгновенно публикуется в Сети. Такой стала жизнь, и это возбуждает.
С балансом порядок, голос слышен во всех углах зала, вот только…..
Наверняка каждый из вас был в ситуации, в которой оказался Леха. На концерте кто-то не расслышал голос. Вы-то его слышали и другие люди его слышали, но обязательно найдется негодяй, который все испортит. Хорошо, если скажет, а может написать гневный пост в ЖЖ или ФБ и собрать сотню-другую комментариев. «Да что они понимают, неучи, сами бы попробовали встать за пульт» — говорят звукорежиссеры. «Да что они там все время крутят, а звук как из унитаза» — говорят зрители и продолжают жаловаться на то, что не слышат голос, а звукорежиссеры безухие.
Знакомо?
Взаимные обвинения могут продолжаться несколько недель, звукорежиссеры дают слушать записи коллегам, те крутят у виска: мол, голоса достаточно, забудь. Обычно разговоры идут вокруг громкости и баланса. Что, если дело в чем-то другом?
Этот текст я написал после того, как один хороший звукорежиссер опубликовал видео с концерта, прикрепив к нему жалобу слушателя, что тот, дескать, не слышит вокал. Я посмотрел видео. Даже по телефонной записи понятно, что звук был очень хорошим, голоса по самое не могу. Правда, не знакомый с творчеством артистки, я не разобрал ни одного слова, об этом еще пойдет речь ниже.
Представьте, что у вас в квартире бригада рабочих клеила обои. Вы заплатили вперед, пришли к концу работы, а обои приклеены криво. Вы указываете на это строителям и говорите, что надо переделать. А они вам в ответ про то, что у вас стены кривые, и глаз кривой, и вообще вы в строительстве ничего не понимаете, а такая поклейка соответствует какому-то неведомому ГОСТу и даже еще более мифическому евростандарту.
Вас убедят доводы рабочих, если вы видите, что обои приклеены криво? Вот и слушателей в зале не убедят ваши речи, если им что-то не понравилось. В конце концов, они заплатили вперед за удовольствие, а удовольствия не получили. Есть из-за чего расстроиться.
Я не буду рассказывать о том, как строить микс и каким должен быть баланс. Вместо этого попробуем понять людей, которые приходят в зал слушать творчество любимого артиста. Есть ли среди них музыканты? Возможно, найдутся. Звукорежиссеры? Сомнительно. Скорее всего это люди, более или менее далекие от музыки. Слушают ее по радио в автомобиле, составляют свои плейлисты ВКонтакте.
Запомним, что большинство слушателей вовсе не музыканты и не звукорежиссеры. Это означает, что в разговоре с нами они не будут пользоваться звукорежиссерским сленгом. Свои ощущения они будут передавать по-своему, даже если случайно применят «наши» словечки.
Даже музыканты плохо понимают слово «баланс». А не подготовленные слушатели совершенно точно не знают, что это такое. Баланс сил перед сражением — это понятно. Балансировка колес в шиномонтаже у автолюбителей тоже не вызывает недоумения. Но музыкальный баланс — это что-то новенькое. А если так, то почему вы решили, что «не слышно голоса» означает «сделай голос погромче»? Это может означать все, что угодно. Обычная путаница в терминах. Без электронных средств общения это тоже постоянно случается.
Далеко не все музыканты могут внятно описать, что им нужно в мониторах. Мало кто может сказать: сделай погромче гитару и потише вокал, добавь немного бочки. Обычно артистам либо комфортно с тем миксом, который вы сделали в мониторах, либо нет. Совершенно точно публика из зала не горит желанием рулить миксом, они и не знают-то ничего об этом.
Какого лешего тогда им надо?
Любопытный факт: примерно 99% населения Земли, в отличие от вас и меня, не слушают барабаны, гитару, бас, бэки или партию гобоя в оркестре. Они слушают голос и какой-то тыц-тыц, который создает эмоцию. Все. Никто не раскладывает песню на партии. Поверьте, даже не все музыканты могут это сделать. Для большинства людей звучит звуковая масса с голосом.
Голос. Зачем им нужен голос?
Послушать мастерство исполнителя? — Мимо
Послушать тембр певца? — может случиться, но редко
Мелодия? —может быть, но если вы попросите не музыканта напеть песню… В общем, вы поняли
Публика слушает не голос, а текст. Текст песни. Все хотят знать, о чем песня. О чем поет певец, какие слова, в чем их смысл.
Т е фразу «Я не слышал голос» чаще всего следует понимать как «Я не разобрал текст».
Вот это то, почему публика слушает певцов. Публика хочет понимать слова.
Это не про баланс, это про разборчивость.
Как связана разборчивость со смыслом слов и какие параметры отвечают за разборчивость текста? Если мы ответим на эти вопросы, то мы донесем смысл песни до аудитории, и никто не скажет «я не слышу голос».
Человеческая речь состоит из гласных и согласных звуков. В русском языке к гласным звукам относятся звуки ‘а’, ‘и’, ‘о’, ‘у’, ‘ы’, ‘э’. Не путайте с гласными буквами, которых больше. К перечисленным добавятся ‘е’, ‘ё’, ‘ю’, ‘я’. Все остальные звуки — согласные, их 36, и это больше, чем букв в русском алфавите, но сейчас не об этом ;) Можете поискать в Интернете, заодно узнаете про подвиды согласных звуков.
Теперь самое интересное. Гласные отвечают за эмоции, а согласные за смысл.
Т е если вы хотите донести смысл до публики, надо в первую очередь думать о согласных звуках.
Согласные звуки короче гласных, могут длиться всего 7-8 миллисекунд. Если сравнивать с музыкальными звуками, это что-то вроде атаки, причем для инструментов с короткой атакой. Отрезка времени всего в несколько миллисекунд достаточно, чтобы мозг вычленил букву в звуковом потоке. Если с этим коротким звуком что-то случается, теряется разборчивость, а вслед за ней и смысл.
С точки зрения акустики, согласные звуки — это разные виды шумов. Если мозг определит, что это за шум, то поймет и букву.
Произнесите быстро вслух много раз подряд БАЛКА — ПАЛКА, или БЫЛЬ — ПЫЛЬ. Я почти уверен, что после 5-10 пары вы уже сами не поймете, какое произносите слово.
Гласные звуки устроены иначе, для их распознавания важны форманты.
Звуковую информацию о буквах надо упрощать и систематизировать, и наш мозг делает это автоматически на бессознательном уровне. Например, согласный звук в конце слова в некоторых языках обычно бывает более коротким, чем согласный в любом другом месте слова. Так мозг понимает, что последует новое слово и к нему готовится. Задумывались когда-нибудь об этом?
То, что я сейчас написал, не означает, что можно заменять гласные звуки на любые другие. Конечно, нет. Но они образуются несколько иначе (для их идентификации мозг находит положение форманты), длятся дольше (у мозга больше времени для их идентификации), и искажение гласных звуков не так катастрофично сказывается на разборчивости.
Домысливание помогает достроить текст, если потерялись какие-то звуки или слова. Вспомните, как вы общаетесь с иностранцами. Очень много слов остаются не разобранными, тем не менее вам удается узнать дорогу до гостиницы или сделать заказ в ресторане.
Домысливание может сыграть злую шутку: вы слышите не то, что вам говорят. Вспомните ,как вы слушали песню на английском, а потом прочитали слова и узнали, что в припеве слова совсем другие, не те, что вы определили на слух. Так бывает, это нормально.
Что сильно ухудшает разборчивость?
1. Реверберация зала
Нам даже не понадобится звукоусилительная система. Сходите в любой большой концертный зал (предназначенный для исполнения музыки, например, Большой зал Консерватории) и послушайте конферансье из задних рядов. Часто и в середине зала ничего не разобрать. Если зал большой, но проектировался как речевой (для съездов или театральный зал), то разборчивость остается хорошей даже в дальнем конце зала (например, Концертный зал им. П. И. Чайковского, театральный зал КЦ ЗиЛ).
Вспомните здания вокзалов и аэропортов лет 15 назад. Когда что-то объявляли, нельзя было понять ни слова. Потому что огромные железные или бетонные ангары хорошо отражают звук, а большие размеры ведут к большому predelay. С вокзалами справились с помощью распределенных систем. Загвоздка в том, чтобы их корректно настроить, об этом пойдет речь ниже.
Кому интересно, службы в европейских католических храмах ведутся со звукоусилением. Разборчивость изумительная! Достигается при помощи большого количества громкоговорителей, работающих очень тихо.
Если перевести на нам понятные термины, то
а) чем больше время реверберации — время, за которое отраженные звуки становятся тише на 60 дБ — тем хуже разборчивость
б) чем больше predelay — время между прямым звуком и началом ранних отражений — тем хуже разборчивость
в) чем больше уровень отражений, приходящих с того же направления, что и прямой звук, тем хуже разборчивость.
Если в зал с плохой разборчивостью (из-за реверберации) вы ставите звукоуисилительную систему и заставляете ее громко работать, то разборчивость ухудшается. Что делают звукорежиссеры, когда им говорят «не слышно голос»? Добавляют уровень. От этого реверберация помещения еще больше ухудшает разборчивость. По уровню голоса много, но разборчивость отсутствует. На языке не подготовленного слушателя это означает «я не слышу голос».
Совет. В гулких помещениях делайте ниже общий уровень звука или вовсе откажитесь от звукоусиления, используйте хорошо настроенные распределенные системы.
2. Ревербератор
Ревербератор может испортить разборчивость по причинам из предыдущего раздела. Поэтому следите за его настройками и слушайте , что получается. С этого момента вас должен интересовать не только звуковой образ, но и разборчивость. Отзвуки ревербератора транслируются через те же акустические системы, что и сама музыка. Совпадают направления прихода прямого и отраженных звуков, а это плохо сказывается на разборчивости .
Совет. Обратите внимание на ранние отражения
3. Компрессор
Из определения следует, что компрессор предназначен для автоматического изменения уровня звука. Дело в том ,что он активно вмешивается в атаки звука. Я уже написал, что изменение атак может привести к ухудшению разборчивости.
Начинающие звукорежиссеры используют компрессор в первую очередь для того, чтобы сузить динамический диапазон вокалиста, и все их внимание направлено на изменения уровня. Вместе с уровнем может поменяться и разборчивость. Легко сделать артиста шепелявым, если неверно настроить компрессор.
Это не означает, что компрессором нельзя пользоваться. На занятиях я показываю, как компрессор может улучшить разборчивость. Все зависит от того, как вы его настроите.
Совет. Не смотрите на индикаторы прибора. Индикаторы ничего не расскажут про разборчивость. Это очень тонкие вещи, которые вы можете научиться быстро определять на слух. Слушайте, что получается, не прекращайте работать, если вас что-то не устраивает.
4. Звукоусилительная система
Если ваша система состоит из нескольких не согласованных частей (отстают или опережают субы, не выставлена задержка на дилейной линии и т.д.), то о хорошей разборчивости можно сразу забыть. Все это сможет работать громко, но не сможет разборчиво.
Напомню, что разборчивость прячется в очень коротких промежутках времени, которые мы даже не успеваем осознать. Но слуховая система успевает услышать, оценить и сделать выводы.
Это означает, что несогласованные фазы портят не только общее впечатление о звуке и тембре, но и ухудшают разборчивость.
О настройке звука можно говорить долго, например, тренинг Формула звука. Приходите, чтобы хорошо во всем разобраться.
5. Артист
Если артист сегодня не в форме и не проговаривает слова, то вы ничем не сможете помочь, а публика останется недовольной. Такое случается. Артисты устают, болеют или забыли позаниматься. У некоторых есть постоянные проблемы с дикцией («отшумели летние дождииии, но сказала очень зиму ждиииии»)
Микрофон, пульт, усилители и колонки не могут улучшить дикцию. Все, что мы можем сделать, — это усилить. Но мы не можем сказать или спеть за артиста. Если артист не выговаривает слова, это очень плохо. На концертах такого артиста всегда будут говорить о том ,что не слышно голоса. Ведь никто не знает, что такое разборчивость. Кое-кто говорит, что не понял слов. Это тоже о разборчивости, точнее — о ее отсутствии.
Послушайте певцов с мировым именем. Кобзона, Магомаева, Мадонну, Робби Уильямса. Вам может нравиться или не нравиться их творчество, но все они изумительно произносят текст.
Как понять, все ли в порядке с вашим артистом? Послушайте его без звукоусиления. Необязательно даже выходить на сцену, достаточно поговорить, стоя напротив него. Если вы слышите, что все в порядке, проблема в звукоусилительной системе или в вас. Если с дикцией проблемы, вы только сделаете громче плохую дикцию.
Много лет назад в одном английском журнале я прочитал примерно следующее: если у вас высококлассное оборудование и хреновый источник звука, то в конечном итоге вы получите высококачественную запись хренового звука.
6. Искажения
Нелинейные искажения неприятны на слух, когда их много. А когда их мало, можно не заметить. Но даже незаметными они ухудшают разборчивость. Поэтому вам надо следить за тем, чтобы нелинейных искажений было как можно меньше и они не возникали там, где их можно избежать. Например, не делать лишних аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований, не перегружать каналы пульта или приборы.
Я указал 6 самых распространенных причин потери разборчивости, но, как вы понимаете, их гораздо больше, на занятиях я много рассказываю о них. Каждая причина сама по себе может оказать совсем незначительное влияние на звук и разборчивость, но когда они все вместе берутся за разрушение звука, он может испортиться очень сильно. И только специалист может сказать: плохая разборчивость, искаженный тембр или неверный баланс. Для всех нормальных людей это просто плохой звук. А вы гадайте, что же не так.
Тренинг Формула звука
Программа Система звука