Часто слышу рассуждения о том, что люди в наушниках не привыкли слушать музыку в акустических залах, у них нет ориентиров, и звукорежиссер может творить всё, что угодно, лишь бы ему самому нравилось.
А что, если творение не нравится? А если не творить, то что?
Прежде, чем мы пойдем дальше, я хочу, чтобы вы поняли: слух появился вовсе не для того, чтобы слушать музыку и даже не для того, чтобы общаться.
Когда-то очень давно нам надо было выживать в диком и агрессивном мире, и слух вместе со зрением и другими органами чувств помогал обнаруживать врагов или пищу. Те, у кого это хорошо получалось, выживали. Тех, у кого получалось не очень, съедали хищники.
Современные люди - потомки тех существ, которые научились идеально слышать и видеть. Потом этот отличный слух мы приспособили для общения, и совсем недавно изобрели музыку. Не для того нам дан слух, чтобы наслаждаться музыкой. Но мы всё делаем по-своему.
***
Кроме того, что люди, и ты тоже, здорово видят и слышат, мы еще запоминаем услышанное и увиденное, мы постоянно учимся.Сейчас я не имею ввиду заучивание формул и чтение книг. Я о другом.
Мозг постоянно осматривается вокруг и запоминает. Заговорил человек. Тааак, посмотрим на него. Мужчина, 30 лет, не очень высокий, зовут Антон. У голоса Антона есть тембр, свой собственный тембр, и манера говорить, по которым теперь ты всегда его узнаешь.
Вот это обучение я имею ввиду. Мозг учится и запоминает важную с его точки зрения информацию. Запоминать и быстро узнавать тембры разных существ для него очень важно.
Но запоминает он не только тембр. Он помнит, как Антон выглядит, где ты его встретил, какая была погода, как ты себя чувствовал при этом и что ощутил после общения с ним.
***
Именно так – всё и сразу – мозг и запоминает. Но и это еще не все.Мозг зафиксировал звучание голоса в том помещении, где вы сейчас находитесь. Мы разговариваем в коридоре учреждения, в которое нас принесли дела. Вы видите это помещение, понимаете его размеры. И слышите голос Антона в этом помещении. Запоминаем одновременно всё.
А теперь мы перешли из коридора в кабинет. У Антона по-прежнему его голос. А размеры помещения поменялись. Мозг это запомнил на уровне вижу-слышу.
Изменились размеры помещения, изменился звук, и вы это тут же запомнили.
И так на протяжении всей жизни. Вижу-слышу-нюхаю-осязаю-чувствую à запоминаю.
А дальше что?
Теперь, если я упомяну имя Антона, вы сразу его вспомните: как он выглядит и как звучит его голос. Правда, Антона здесь нет. Вы все это восстановили из памяти. Вроде бы обычное дело, настолько обычное, что об этом даже не задумываешься.
А теперь я спрошу: что у Антона было в правой руке? А вы как-то не обратили на это внимание, поэтому мозг начнет вспоминать, что было в правой руке у мужчин, которых вы встречали недавно. А еще лучше – в том самом учреждении, где вы были. И вы будете метаться: портфель, ручка или вообще ничего не было?
Мозг постоянно достраивает информацию об окружающем мире на основе того, что есть у него в памяти. Не знает точно – подставляет то одно, то другое.
А теперь я скажу: при последней встрече Антон был простывший. И вы сразу вообразите его голос охрипшим от кашля, надтреснутым или сдавленным. Даже если этого и не было на самом деле. Мозг достроит.
А что, если Антон демонстрировал простуду: был замотан в шарф, постоянно сморкался, а с голосом его был полный порядок? Тогда вы будете смотреть на него и думать: что-то не так. С ним что-то не то. Не могу объяснить, что, но что-то не так, как должно быть.
Слушая голоса знакомых людей в разных помещениях, мозг запоминает, как звучит голос здесь или там. Он хорошо понимает разницу между маленькой комнатой и большим залом. Между лестничной клеткой и собором.
И для того, чтобы мозг все это знал, его вовсе не обязательно водить на концерты классической музыки. Тем более ему не надо слушать музыку в записи. Живя обычной жизнью, вы УЖЕ ВСЁ ЗНАЕТЕ об акустике помещений. На слух и на глаз.
Если вам завязать глаза, вы безошибочно определите, куда вас отвели: в комнату или костел.
А если вы пришли в концертный зал с открытыми глазами, у вашего мозга УЖЕ есть представление о том, как в нем должна звучать музыка. И если реальное звучание НЕ БУДЕТ совпадать с представлением мозга о том, как тут должно быть, мозг начнет бить тревогу разными способами, пытаясь вас увести из этого места.
Помните, как было с Антоном, когда он был замотан в шарф, то и дело сморкался, и при этом голос его звучал так же чисто, как и всегда?
Зрительная информация не совпадает со слуховой, и мозг пытается объяснить это всеми возможными способами, попутно выбрасывая негатив.
Но если вы закроете глаза и не будете видеть Антона, то вас полностью устроит его здоровый голос.
Можно сделать абсолютно любой звук для диска или ролика в Ютуб. Тут мы включаем воображение слушателя, переносим его из комнаты в те миры, которые создаем вместе с музыкантами.
На концерте все не так. На концерт слушатель приходит с открытыми глазами и наша задача – доставить удовольствие здесь и сейчас.
Хочешь хорошего звука – приведи в соответствие зрительную и звуковую информацию.
Будет круто.
Интересно? Подпишись