Все звуки можно разделить на две категории: музыкальные и не музыкальные. Музыкальные — это те, высоту которых вы можете определить. Игра на флейте или гитара, пение певца — это музыкальные звуки. Не музыкальные — те, высоту которых вы определить не можете: шум прибоя, шорох гравия, грохот на автостраде, стук по деке гитары.
Вы находитесь в окружении шума, вы слышите его постоянно. Даже в лесу или поле слушен хорох листьев, шелест ветра или гул пролетающего самолета. Чаще всего вы не очень-то обращаете внимание на шум, почти всегда его игнорируете. Это помогает сосредоточиться на важной задаче или услышать собеседнике на фоне тарахтящего трактора.
В полной тишине вам станет не комфортно, возникнет чувство страха. Тем не менее в звукозаписи и звукоусилении шумы не нужны. Они будут отвлекать от музыки, назойливо врезаясь в ее размеренное течение. Забирать полезную мощность звукоусилительной системы, а у нее и без того один из самых низких КПД.
Сегодня мы научимся слышать шум. Сначала я еще немного расскажу о том, как устроен мозг.
Мозг обучен концентрироваться на важном. Причем он сам решает, что для вас важно, а что — не очень. Это надо для того, чтобы не утонуть в огромном потоке информации, который на нас обрушивается. Звуки, зрительные образы, тактильные ощущения, эмоции, мысли, сигналы от внутренних органов поступают в мозг. Все это очень сложные сигналы, это огромный поток информации, с которым пока не справляются даже самые мощные компьютеры, объединенные в сети. Мозг должен немедленно разобраться с потоком, классифицировать сигналы и выбрать реакцию. Если вы будете осознавать все поступающие в мозг сигналы, то быстро утонете в лавине информации.
Чтобы этого не произошло, подсознательная часть мозга отделяет главное от неглавного, важное от неважного. Если мозг считает, что без какой-то информации вы легко обойдетесь, он вам ее не раскроет. Чем больше вы концентрируетесь на какой-то задаче (определенном потоке информации), тем меньше посторонней информации пропускает мозг в сознание.
Вы слушаете музыку, сконцентрировались на ней, вас интересуют мелодия, ритм, гармония, инструменты (тембры), баланс. Шумы стали второстепенной информацией, вы их пропускаете мимо. Все звуки можно разделить на музыкальные и шумовые. Мозг легко разделяет их по этому признаку. Если вы сконцентрировались на музыке, шум будет игнорироваться. Мозг не хочет, чтобы вам что-то помешало. Вам не помешало, а кто-то другой услышит, как у музыканта упали ноты, как он задел смычком пюпитр, как скрипнул под ним стул, простонала половица под дирижером. Смотрите, сколько шумов окружают музыку. Музыка всегда окутана шумом, даже инструменты шумят. Скрипят и шумят механизмы, выдувается поток воздуха.
В шумах, которые окружают музыку, мало приятного. Зачем же их слушать? Затем, чтобы не пропускать в звуковой тракт. Чтобы шумы не мешали записанной музыке, чтобы они не утомляли нас, усиленные на концерте. Для этого вы должны научиться, концентрируясь на музыке, не пропускать мимо ушей шумы. А мозг очень хочет, чтобы вы их не заметили. Он знает, что для вас главное — музыка.
Нам снова поможет классическая музыка. В современной эстрадной музыке почти нет не запланированных шумов. Эта музыка стерильно чистая, как медицинская лаборатория. А вот в оркестровую музыку нет-нет, да пролезет посторонний шум. Нет, он не посторонний, он сопровождает музыкантов и их инструменты, он живет одной с ними жизнью, и вы можете научиться этот шум слышать. Поначалу это может быть не просто, и от вас потребуется много внимания и предельная концентрация… На том, чего вы сами не знаете. Вы должны сконцентрироваться на чем-то таком, чего пока не слышите на сознательном уровне, потому что подсознание отбрасывает неважные шумы. Хорошо, если вам заранее скажут: вот здесь посторонний шум. Гораздо тяжелее услышать его, когда вы не понимаете, где и что искать.
Давайте я подскажу, что вы можете услышать в записи: скрипучие половицы, шелест переворачиваемых страниц, разговор музыкантов, падение чего-то, стук смычка или баночки с водой, стук клапанов, вдыхаемый или выдыхаемый воздух, подпевание музыканта или дирижера, шум вентиляции, гудок автомобиля с улицы, кашель.
Все это естественные шумы, к которым вы привыкли, они не вызывают у вас паники и дискомфорта, поэтому мозг их легко игнорирует. Вам надо научить его обращать внимание на эти звуки. Заставляйте его слышать то, чего вы пока еще не слышите.
Не слышите — не совсем верное слово. Вы слышите всё, гораздо больше, чем предполагаете. Но не осознаете. В большом потоке информации можно утонуть, так и не приняв верное решение, поэтому мозг упрощает информацию, доводит до вашего сведения только то, что вам может пригодиться. Не по вашему мнению, а по мнению мозга. Чем больше вы будете заставлять его обращать внимание на что-то незначительное, тем больше делателей он будет доводить до вашего сведения. Он так устроен. Если вы заставляете его что-то делать, он это делает. Может быть, нехотя и сопротивляясь, но делает.
Сейчас вам надо научить мозг новому фокусу. Дерзайте.