«Продвинутые» вокалисты отмечают, что положение микрофона в студии влияет на звучание голоса. Звук меняется, если поменять высоту микрофона или повернуть его вокруг своей оси. Например, если микрофон стоял напротив рта, а я его опущу, то поймаю больше звуковой составляющей грудной клетки. А если подниму микрофон вверх, то уловлю звуки другого резонатора: головы. Еще я слышал, что если повернуть микрофон на 45 градусов по горизонтальной оси вместо того, чтобы поставить его строго напротив рта, то получу меньше прямого звука. Такое положение можно использовать для записи бэк-вокалов, чтобы получить более «мягкий» звук. Правда ли это?
Безусловно, изменение положения микрофона во время записи вокала влияет на звук. Причин тому множество, я собрал их в 4 группы.
Читайте ещё по теме На каком расстоянии от микрофона надо стоять на выступлении?
1. Расстояние от певца до микрофона
а) для записи голоса чаще всего используются кардиодные микрофоны, которые дают «эффект ближней зоны» ("бубнение", подъем по низу) при близком расположении к исполнителю;
б) далекий микрофон дает естественное сочетание звука изо рта и резонаторов (головы и груди);
в) естественные исполнительские шумы (такие, как смыкание губ) исчезают с увеличением расстояния от певца.
2. Изменение высоты микрофона
Дело в том, что высокие звуки обычно распространяются вниз от носа и рта. Поэтому позиции микрофона ниже носа и рта, как правило, дают более яркий звук, чем позиции выше рта.
Некоторые согласные звуки, такие как «С» или «П», звучат ужасно, если поставить микрофон прямо напротив рта. Поэтому звукорежиссеры избегают такой постановки микрофона.
3. Изменения по горизонтали
Тут меньше всего правил. Поэкспериментируйте, если у есть время. Например, чтобы певцы, поющие в один микрофон, отличались друг от друга по звуку.
Если вы перемещаете микрофон вокруг певца, то вам надо заставить последнего не крутиться вслед за микрофоном. Обычно вокалист видит, где стоит микрофон, и поворачивается к нему лицом и ртом. И сводит на нет все, что вы делаете. Если вашей просьбы недостаточно, и певец все равно поворачивается к микрофону, поставьте ветрозащиту. Тогда вокалист будет ориентироваться на нее, а вы продолжите эксперименты с микрофоном. Некоторые звукорежиссеры для этих же целей ставят муляжные микрофоны. Их можно даже не подключать к пульту. А провод оставьте, чтобы певец не заметил подвоха :)
Муляжные микрофоны во время записи развяжут вам руки, потому что певец будет держать голову в правильном (нужном вам) положении. На фото муляжный микрофон — это динамический Shure в высокой позиции.
4. Изменение угла
Изменение угла тоже влияет на звук, особенно если вы ставите кардиоидный микрофон с большой диаграммой. Даже лучшие кардиодные микрофоны с большой диафрагмой не так чувствительны к высоким частям спектра, если отвернуты от оси чувствительности. Это можно использовать, чтобы смягчить бэки. Но я не рекомендовал бы вам так делать, если у вас нет микрофона стоимостью от 1500$, если у вас не слишком профессиональный певец и если звучание помещения оставляет желать лучшего. Проблема в том, что дешевые микрофоны больше подвержены изменениям тембра вне оси чувствительности в высоких областях спектра. Там будут явные пики и провалы, которые звучат весьма противно.
По этой причине движения певца очень нежелательны: поменяется звук. Куда проще работать с исполнителем, который стоит как вкопанный.
О чем еще необходимо помнить. Вы ловите отражения комнаты, когда отворачиваете микрофон от рта вокалиста. В девяти случаях из десяти это последнее, что вам надо, особенно если работаете в маленькой студии. Я бы советовал ставить микрофон осью чувствительности к вокалисту, а потом, если потребуется, убрать верх эквалайзером во время сведения. В большинстве случаев так будет лучше.