Почему одни звукорежиссеры работают быстро, а другие копаются часами и днями?
Наверняка вы замечали: один звукорежиссер быстро выбирает и расставляет микрофоны, записывает и так же быстро сводит.
Про таких говорят: он знает, что крутить. Под их миксы хочется танцевать, грустить или обниматься.
Другой же копается, долго выбирает плагины, переставляет с места на место. Можно уснуть, пока это закончится! А миксы получаются пресными, как будто не живыми.
Поговорим про первых. Они на самом деле знают, что крутить. Но это не главное. Главное - у них есть вИдение.
Видение - образ чего-то, что, возможно, еще не существует. Или существует, но вы это не видите глазами, а только с помощью воображения.
Все мечтали в детстве. У носились в другие миры, участвовали в сражениях, строили грандиозные планы. Это и есть вИдение.
Кое-кто огребает за свои фантазии. "Перестань витать в облаках", "О чем ты сейчас думаешь?", "Зачем ты говоришь о том, чего нет на самом деле?"
Знакомо?
Так люди перестают мечтать и выключают своё воображение. Но не все. Кто-то проносит это умение через всю свою жизнь.
Счастливчики. Те, кто наделен сильным воображением, добиваются впечатляющих результатов и меняют мир, в котором мы живем.
Если бы не воображение, не было бы самолетов, автомобилей и космических кораблей. Подземки, увлекательных книг, соц сетей, электричества, лампочек, радио и смартфонов. Все это - результат труда людей с мощным воображением. Настолько мощным, что они фантазии обратили явью.
Так же с музыкой и звуком.
Стоя рядом с лучшими звукорежиссерами, я понял: они заранее знают, каким будет результат. Пока музыканты играют или даже разыгрываются, они уже придумывают в голове будущий микс. И потом создают для нас то, что придумало их воображение.
Невероятно, правда?
Еще более изумительно то, что никто не рождается с умением придумывать миксы. Этот навык можно и нужно прокачивать. Это невероятно увлекательно и интересно.
Я уже знаю, какая музыка зазвучала у вас в голове.
Ладно-ладно, можно без нот
УПРАЖНЕНИЕ 1
Вспомните название песни или музыкального произведения, которое вы любите и хорошо знаете. Проиграйте его у себя в голове, не включая запись
Расслабьтесь, закройте глаза
Где вы были, когда слушали эту музыку в последний раз? В автомобиле, студии, у себя дома или где-то еще? Было светло или темно? А время суток? Какое время года? О чем вы тогда думали? Напевали? Отстукивали такт ногой? Кто-то был с вами? О чем говорил?
Вспомните все инструменты, голоса. Помните слова песни? Если нет, могли бы подобрать подходящие под музыку слова? Они будут веселыми или грустными?
Какая это запись? Современная или старая? Есть ли шум, треск, фон? Исполнение идеальное или вы бы что-нибудь улучшили?
Раздавались ли какие-то звуки за окном? Кондиционер? Холодильник? Телевизор? Соседи? Телефон?
Проиграйте в голове вступление, куплет, припев. Есть соло на каком-то инструменте?
А что еще можно рассказать об этой песне и ее звуке?
А теперь медленно возвращайтесь в реальный мир.
Какие сейчас ощущения? Чувствуете внутренний подъем или, наоборот, опустошение? Напишите в комментарии под этим текстом
А теперь те, кто знают ноты, могут нажать Play под этик текстом
И ты уперся в стену
Вроде бы свел или отчекал, и звучит, да чувствуешь, что как-то не так. Самое противное - объяснить не можешь и что сделать, чтобы наладить, тоже не понимаешь.
Со следующим миксом все повторяется так же. Знакомо?
Это знак, что привычный алгоритм больше не работает, его надо заменить. Как и на что?
Справиться самостоятельно невозможно. Нужен кто-то, кто уже прошел этот путь. Это может быть коллега, учитель или наставник.
Под руководством наставника придется начать делать новые для себя вещи и даже поменять мышление. Как будто те же приборы, но ты думаешь иначе, а приборы служат другим целям.
Это самое сложное. Пробовали когда-нибудь сказать человеку, что он должен поступать не так, как привык, потому что есть более эффективный способ? Ну вот, а теперь это надо сказать самому себе.
Большинство отваливаются на этапе, когда наставник говорит, что надо сделать или каких знаний не хватает. Черта с два! Я же лучший звукорежиссер в своей песочнице. С чего это я должен переучиваться? Ок, не должен, удачи.
Заставлять тебя никто не будет. Ты справишься, если есть внутренний огонь и страстное желание перерасти песочницу, в которой ты вырос.
Сесть за книги, изучить тренинги, выполнить ВСЕ упражнения.
Научиться.
Задания могут показаться странными и глупыми. Их смысл станет понятен на следующем уровне. Пока же остается верить учителю и выполнять, выполнять, выполнять упражнения.
Сто раз? Ок, делаем сто раз. Тут хватит 10? Хорошо, отфигачим десять.
Нельзя построить высотку на знаниях, с которыми строил хижины. Возможно, ты делаешь лучшие хижины, но для высоток нужна иная база и технологии.
Воображение и память живут где-то близко
УПРАЖНЕНИЕ 2
Вспомните музыку из первого упражнения. Или другую, но хорошо вам известную.
Когда у вас в голове зазвучала музыка, закройте глаза и представьте музыкантов.
Где они собрались? В студии, у себя дома или в гараже? Большая студия? Маленькая? Они в одной комнате, или барабанщика отсадили в другую?
Как они слышат друг друга? Через наушники или ушами?
Какое освещение?
Представьте всё в мельчайших подробностях. Посмотрите на стены, потолок, пол.
Запомните все.
А теперь...
Теперь перенесите их на стадион. Это концерт. Тысячи людей.
Что изменилось?
Они играют быстрее или так же? Как поменялись тембры? Как они теперь слышат друг друга? А что со зрителями? Вы их слышите? Хорошо слышите?
Все музыканты пришли на сцену или в студии их было больше? Каких инструментов не слышно? Или из вовсе нет?
А как поменялся баланс между барабанами и гитарой? Между другими инструментами?
Если не помните, то вернитесь в своем воображении к исходной записи в студии и послушайте первоначальный вариант.
А теперь переместитесь на концерт. Сравните
Где вы на стадионе? Партер? Трибуны? Или за пультом? А можете оказаться в другой точке стадиона?
Песня закончилась. Аплодисменты.
Вернитесь в свою комнату и медленно откройте глаза.