Влад уже несколько месяцев помогал в студии, наблюдал за работой Андрея Васильевича, и пришла пора давать ему самостоятельные задания. Болезнь оказалась на руку - Андрей Васильевич поручил Владику свести голос с минусом. Дело плевое, клиент не требовательный, как раз потренироваться.
Ревера было так много, что хотелось выплыть на поверхность с криком "Спасите", но Андрей Васильевич хорошо знал, как трудно остановиться на нужном количестве реверберации. Да что поначалу - даже сейчас, несмотря на тридцатилетний опыт, Андрей всегда перепроверял утром вчерашние миксы. Потому что легко сделать, как сейчас у Владика, и даже не заметить.
Уверен, вы сами через такое проходили не раз и знаете, как это трудно: отмерить нужную порцию искусственной реверберации.
Испортить микс большой реверберацией очень просто. Через это проходил каждый звукорежиссер. Уверен, и вы не раз делали это.
Вы добавляете реверберацию, потому что с реверберацией лучше, чем без нее, потом добавляете еще, потому «вроде бы так звучит лучше», и на следующее утро после баунса микса вы слышите мутный беспорядок, в котором трудно что-либо разобрать.
Знакомо? Если вы читаете эти строки, то, скорее всего, сталкивались с чем-то похожим.
Реверберация вызывает противоположную реакцию у слушателей. Некоторые музыканты и звукорежиссеры терпеть не могут, когда реверберация обращает на себя много внимания. Но есть люди, которые не успокоятся, пока всё не утонет в реверберации.
Как бы вы не относились к этому эффекту, знания о реверберации и ревербераторах помогут вам работать более эффективно во время сведения и саундчеков.
В этой статье я расскажу о самых распространённых ошибках в использовании ревербератора и покажу, как их можно избежать.
Если вы путаете слова «ревербератор» и «реверберация», прочитайте эту заметку1. Ошибки в подключении. Insert вместо Aux и наоборот
Правильно подключить ревербератор для получения нужного звука почти так же важно, как подобрать тип реверберации. Подключение ревербератора к ауксу (aux) пульта или в звуковом редакторе вместо инстерта (insert) и наоборот сильно влияет на звук, который вы делаете.
Если вам не очень понятна разница между ауксом и инсертом, посмотрите мануал к вашему звуковому редактору или разберитесь с пультом.
Ревербератор, подключенный к ауксу, звучит более естественно. Инструменты песни органично звучат вместе, в миксе появляется объем.
Подключение ревербератора в инсерт хорошо работает для экстремальных эффектов.
Я видел проекты, в которых ревербераторы с одинаковыми настройками были подключены к инсерту на нескольких дорожках. Это не только неэффективный способ работы, но и неоправданная растрата ресурсов компьютера.
Если вы хотите объединить общим пространством инструменты микса, подключите ревербератор к ауксу и отправляйте на него сигнал через посылы. Вы сможете изменять уровень отбора с каждого канала, чтобы одни инструменты казались ближе (меньше посыл и меньше реверберации), а другие отдалялись (больше посыл и больше реверберации).
Если же вы хотите выделить одну дорожку заметной реверберацией или есть желание спрятать инструмент в общем звуке, то подключайте ревербератор в insert.2. Слишком длинный Decay
Во всех железных ревебераторах и плагинах можно менять время реверберации (длину хвоста, если так понятнее). В ревербераторах и англоязычной литературе это называется decay.
Очень здорово, когда время реверберации попадает в ритм песни. Можно высчитать это значение для разных длительностей нот (целых, половинок, четвертей или восьмушек) исходя из темпа песни.
Если вы не сильны в математике, то подберите время реверберации на слух.
На вокальных и мелодических партиях реверберация должна затухнуть до вступления следующей фразы. Если в партии есть пауза, то во время нее реверберация должна красиво исчезнуть. Ваш труд оценят, если это будет хорошо слышно.
Этот принцип подходит и для ритм-секции, например, для малого барабана. Отзвук малого должен исчезнуть до следующего удара по нему, в большинстве случаев еще раньше – до очередного появления бочки. Тогда микс дышит, хочется двигаться в ритм песни.
Послушайте вступление к “Be My Baby” Ронни Спектра (Ronnie Spector), там очень хорошо слышно, как затухает реверберация малого барабана перед следующим ударом.
Если в вашей песне очень важно слышать отчетливый длинный хвост, попробуйте компрессор или сатуратор на выходе ревербератора или даже то и другое вместе.
Попробуйте сделать так, чтобы хвост реверберации исчезал до следующей гармонии. Тогда он будет казаться долгим и обращающим на себя внимание на продолжении всей композиции.3. Не эквализировать
Даже при беглом взгляде на настройки ревербераторов можно заметить, что у большинства есть эквалайзер для коррекции входного сигнала.
Реверберация ниже 500-600 Гц обычно не очень обращает на себя внимание, но может повлиять на прозрачность и чистоту микса. То же самое относится к частотам выше 10 кГц.
Если у ревербератора нет встроенного эквалайзера, можно использовать отдельный прибор, если вы подключили ревербератор к ауксу, а не в инсерт канала.
Эквализация делает разный звук в зависимости от места включения: до ревербератора или после. Работать с входным сигналом имеет смысл, если вы реверберируете инструмент с грязным звуком, чтобы не размазывать эту грязь по миксу. В то же время некоторые ревербераторы синтезируют собственные гармоники и резонансы, особенно в сочетании с сатурацией. В таком случае эквалайзер лучше включать после ревербератора, чтобы избавиться от нежелательной грязи.4. Неправильный тип реверберации
Мотивы, по которым мы включаем ревербератор, у всех нас более-менее похожи, а разные типы реверберации могут добавить в микс изюминку.
Можно выделить пять основных типов ревербераций: комнатная реверберация, реверберация большого и камерного зала; листовой ревербератор, нелинейная реверберация (она всегда искусственная, в природе не встречается). Можно добавить пружинный ревербератор, он похож на листовой, но электрогитара часто начинает петь именно с ним.
Выбор типа реверберации зависит только от того, что вы хотите получить. Если цель – сделать общее пространство для слитного звучания инструментов, то буйный и плохо управляемый листовой ревербератор, скорее всего, не будет звучать так же естественно, как хорошо настраиваемая комнатная реверберация.
А когда вы работаете с голосом, аскетичный звук комнатной реверберации не сможет вас удовлетворить, и в поисках бархатного тембра вы, скорее всего, переключитесь на листовой ревербератор или реверберацию зала.5. Мало разнообразия
Если вокруг так много типов реверберации, зачем ограничивать себя только одним?
Вот пример: в миксе барабаны и ритм-гитара объединены комнатной реверберацией, бас остался сухим.
Голос обволакивает шикарная камерная реверберация, а бэк-вокал просто утонул в ней.
У соло-гитары резкий пружинный ревербератор, а струнная секция купается в длинной реверберации огромного зала.
Звучит безумно? Это не так! Уверен, вы слышали что-то вроде того, что я только что описал, много-много раз.
Подобную многопространственность можно услышать в “Man With a Harmonica” Эннио Морриконе (Ennio Morricone). Это одна из тем фильма «Однажды на Диком Западе».
В начале губная гармошка звучит с отзвуками листового ревербератора (во всяком случае звучит очень похоже) с очень длинным хвостом.
Помните, в начале статьи я рассказывал о подключении ревербератора в инсерт? Тот самый случай, когда это можно сделать, чтобы получить такой звук.
Когда подкрадывается оркестр, его смягчает еле заметная, но сочная реверберация большого зала. Появляющиеся и исчезающие банджо звучат так, как будто их дополнительно не реверберировали, оставив только звук комнаты, в которой они были записаны.
Электрогитара появляется на 1:05 с фузом и пружинным ревербератором, характерным для вестернов.
Тот факт, что микс не звучит естественно, не делает его менее эффектным. Морриконе начхал на естественность. Он решил, что зритель будет слушать только гармонику впереди и вздохи оркестра позади нее.
Партитура создает свой собственный мир, а используемые типы реверберации помогают окунуться в этот мир.6. Реверберация или дилей
Бывали случаи, когда мне давали референс и просили сделать такую же реверберацию. Прослушав референс, я понимал, что никакая это не реверберация, а дилей. Давайте разберемся.
Дилей отлично справляется с задачей размазать голос или увеличить пространство инструмента. Дилей редко добавляет такой неуправляемый гармонический беспорядок, который может устроить ревербератор.
Если вам необходимо управляемое упругое пространство, то дилей - это то, что нужно.
Обратите внимание на голос в песне “Red Eyes” от The War on Drugs.
Размазанный звук реверберации как часть звучания голоса, но, если быть точным, реверберацию делает такой славной именно дилей, идеально вогнанный в промежутки между фразами. Сколько можно читать? Просто послушайте.
Получить правильную реверберацию непросто, и я надеюсь, что после прочтения статьи вы будете готовы справиться с этой задачей.
Общий принцип довольно прост: спросите себя, что вы хотите получить от реверберации, и из ответа поймите, какие типы ревербераций подойдут и как их имитировать с помощью приборов.Ещё по теме:
Хватит использовать приборы по назначению! Ревербератор
Реверберация и ревербератор. В чем разница?
Узнать всё о реверберации, историю ревербераторов и алгоритм работы с прибором можно в моей программе «Система звука»