Недалеко от моего дома расположено озеро с зарослями тростника, каждую весну туда прилетают птицы. Они селятся в тростниковой чаще, строят гнезда, растят птенцов. Молодой тростник растет вместе с птенцами.
К осени птенцы и тростник становятся зрелыми, готовыми к новому повороту своей жизни. Птенцы, превратившись в крепких красивых птиц, улетают в теплые края. Тростник вырос выше меня, тоже окреп и высох. Впитав в себя силу природы, он готов к новой жизни — превратиться в музыкальный инструмент.
Из тростника я делаю свирели, сопилки, жалейки, пищики, кугиклы — это духовые инструменты с древней историей. На них тысячелетиями играли наши предки.
Название «кугикл» (кувикл) происходит от слова «куга». Так на Руси называли заросли тростника. Кугиклы — набор тростниковых трубочек, придувальные пары разной длины. Играли на них женщины, добавляя при игре голосом звуки «иф-уф» и другие.
Каково же было мое удивление, когда я случайно услышал этнографические записи африканского племени. Там играли на кугиклах тоже женщины и так же добавляли звуки «иф-уф»! Мелодии, конечно же, отличались, но приемы игры совпадали.
Кугиклы известны не только в Африке. Этот инструмент больше известен как флейта Пана, о происхождении названия можно почитать здесь.
Каждый народ давал свои названия: соинари у грузин, скучудай в Литве, най или мускал в Молдавии или Румынии, сампоньо у индейцев.
Испокон веков люди разделяли мужское и женское начала. Женщины проявляли женскую природу в поведении, в одежде, в занятиях, в песнях и т.д. А мужчина развивал и поддерживал в себе мужские качества. Очень разные мужчина и женщина вместе — единое, гармоничное целым. Если все путается, если женщина ведет себя как мужчина, выполняет мужскую работу, а мужчина берется за женское, начинаются проблемы на духовном и физическом уровне. Так же и в музыке.
Есть мужские музыкальные инструменты, например диджериду. Австралийские аборигены играют на диджериду только в мужском коллективе. Женщины уходят и не слышат этих звуков. Зато кугиклы прекрасно резонируют с женской энергией.
Приведу в пример горловое пение кыргараа – самый низкий вид мужского пения. Сейчас некоторые девушки занимаются кыргараа, не зная, что сильные низкие вибрации подавляют женскую энергию. У кормящих матерей может пропасть даже грудное молоко.
В наше время каждой ноте расположена на определенной высоте, ей присвоена своя частота. В древности было иначе. У каждого певца и музыканта был свой звук, своя высота звучания, настроенная на внутренние вибрации исполнителя. Мне нравится, как башкиры делают флейту курай.
Срезают дудник или другую пустотелую траву, отмеряют длину ладонями, их должно быть 6. Снизу через две ладони делают первое игровое отверстие, через одну ладонь второе и т.д. Высота звучания нот у каждого мастера получается своя.
Курай имеет разные названия: свирель у русских, най у узбеков, дудка и белорусов, сотгилка у украинцев, саламури у грузин.
Собой (саженями) отмеряли огородные грядки и т.д. Человек был един с природой.
Я все время говорю «раньше», «в древности», «когда-то»… Сейчас тоже есть люди, способные проникнуть в суть звучания инструмента и голоса. Их музыка и творчество обретают великую силу, способную гармонизировать окружающее пространство. А ведь это так важно!
Статья написана Валерием Дьяченко — мастером народных инструментов, музыкантом, историком, участником коллективов «Травень», «Рандата», «Хомуба», «ДобраСтепь» и этнических фестивалей «Пустые холмы», «Этноград», «Живая старина».