пн-вс с 8:00 до 19:00
Денис Загуменнов, куратор курсов
 
Лаборатория знаний Дениса Загуменнова

Как звукорежиссеру развить музыкальный слух и память. Часть 1


Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5



Мне хочется, чтобы вы поняли, что тренировка слуха — это просто и интересно, от тренировки можно и нужно получать удовольствие, и тогда это не будет чем-то вроде заучивания таблицы умножения в начальной школе. Вспомнили, как это было, да? Вот нам этого не нужно. Нам надо получать удовольствие от работы, от тренировок и от всего, что мы делаем.




Сегодня мы начнем тренировать тембровый слух. Тембр для физиков штука не понятная, потому что они не могут его измерить. Теперь вы знаете, почему нам так сложно. Но нам не нужно измерять тембр. Нам важно чутко улавливать тембровые различия — раз!, и запоминать эти тембры — два!

Итак, нам нужно всего две вещи: с каждым днем все лучше отличать тембры и запоминать их как можно больше.

Для этого мы обратимся к классической музыке. Можно тренироваться и на любой другой, но в классической музыке есть несколько вещей, которые делают ее незаменимой для развития слуха. Надеюсь, вас от не тошнит от классической музыки. Если тошнит, то бросайте читать, вам этот способ не подойдет.

Те же, кто остались со мной, составьте список инструментов симфонического оркестра. Это легко сделать: забейте в Гугле или Яндексе соответствующий запрос и почитайте, что вам пишут в статьях.

Список есть, что дальше? Дальше надо послушать эти инструменты и посмотреть, как они выглядят. Посмотреть на них можно с помощью сервисов картинок от тех же Гугла и Яндекса. Пишете, например: валторна. Скорее всего, вы увидите валторну, но не поймете, как на ней играют. Тогда напишите: валторнист с валторной. Можете по-английски, если умеете, тогда картинки будут иностранные J

Посмотрели, полюбовались, теперь слушаем. Идем в любимый ВКонтакте и пишем в аудиозаписях: валторна соло. И слушаем, что предлагают. Слушаем разные записи, чтобы привыкнуть к тому, что валторна играет разную музыку в непохожих залах на разных инструментах. Если очень не нравится музыка или музыкант — включаем следующую запись. Мы же договорились, что будем получать удовольствие от музыки. Заставлять себя не надо. Находим то, что нам нравится. И смотрим на картинку с валторной и валторнистом (иногда и валторнистки попадаются, в одном московском оркестре играет дама). Так мы заставляем работать одновременно слуховую и зрительную память. В связке они работают лучше. Да и вы не назовете валторну трубой, если доведется увидеть ;)

Вроде бы ничего страшного… А теперь представьте, что ваш коллега назвал фэйдер ползунком. Представили? Ощутили эмоции, осознали поток пронесшихся мыслей? Будете доверять этому коллеге? Оставите его вместо себя за пультом? Представили все это у себя в голове? Ну вот такой же поток мыслей и эмоций проносится в голове музыканта. И степень доверия к вам он установил однозначную. Ирония в том, что даже студенты-струнники музыкального училища часто путают кларнет с гобоем, а духовики скрипку с альтом. Но вам-то этого не надо. Вы же профессионал или собираетесь им стать.

СЛУХОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ - четырехнедельная онлайн программа развития звукорежиссерского слуха для звукорежиссеров, музыкантов, аранжировщиков


Усложним задачу. Пишем: концерт для валторны с оркестром. Теперь мы слушаем валторну вместе с другими инструментами и учимся отличать именно ее. Устали, тяжело? Делаем перерыв. Вообще не обязательно тратить на это половину дня. Есть 10 минут — ура, отвлеклись от дел, послушали музыку, а на самом деле потренировались. Наш мозг работает удивительным образом, сейчас не стану описывать, но таких коротких прослушиваний достаточно, чтобы включались внимание, память и активизировались разные участки мозга.

На следующий день вспомните то, что слушали вчера, переслушайте понравившиеся фрагменты и перейдите к другому инструменту.

Кто-то за неделю (у меня был такой ученик), кто-то за месяц вы запомните все инструменты оркестра, послушаете много новой музыки. 20 лет назад для этого надо было держать в друзьях музыканта или учиться в музыкальной школе (8 лет), а потом в музыкальном училище (4 года). Сейчас же вы можете сделать это всего за несколько недель, не выходя из дома. Хотя…

Хотя из дома выйти надо, чтобы послушать музыку и инструменты живьем в концертном зале. Да, придется поднять свою з…цу и отнести ее в концертный зал, да еще купить билеты. Да-да, за деньги, за свои собственные деньги. Однако сделать это необходимо: надо послушать настоящие инструменты. Записанные они совсем иные. Надо запомнить, какие они на самом деле, а сделать это можно только в концертном зале. Желательно, в хорошем. И слушать лучше всего хороших музыкантов.

А зачем нам все это? К чему это все, если вы работаете с роком или электроникой? Но, во-первых, нет-нет, да и возьмут ваши музыканты себе в помощь какой-нибудь инструмент из академического мира. А вы теперь знаете, как он должен звучать. А сэмплы и синтезированные инструменты не использует только ленивый. А вы теперь знаете, о чем этот сэмпл, с какой громкостью ему звучать и какая нужна коррекция. Так, во-вторых. Во-вторых, вы хорошо потренировали и развили тембровый слух. Когда я учился в музыкальном училище и приходил утром на занятия, то по звуку определял, кто сейчас играет. Да-да, у всех музыкантов разный звук, хотя инструмент называется одинаково. Вот когда вы будете отличать один инструмент от другого, тогда вы легко уловите лажу в постанвке микрофона или работе компрессора. Мозг очень чувствителен к лаже, наш мозг невозможно обмануть. Ваш слушатель не знает, в чем проблема, но его мозг точно фиксирует лажу и сигнализирует: звук плохой, звук плохой, звук плохой.

Ну а в-третьих — это только первый шаг для развития других слуховых навыков.

СЛУХОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ - четырехнедельная онлайн программа развития звукорежиссерского слуха для звукорежиссеров, музыкантов, аранжировщиков

Читать продолжение


Часть 3

Часть 4

Часть 5

Слух